Недавнее прошлое оставило нам свой отпечаток – книжный знак или экслибрис. Это маленькое произведение искусства, как правило, указывает на принадлежность книги ее владельцу, лаконично и образно говорящее о профессии и интересах владельца или о составе его библиотеки. Ранее считалось, что книжные знаки – это привилегия избранных, а сами они должны храниться в их личных библиотеках. Поэтому, большинство экслибрисов были с изображением родового герба или геральдические. Наряду с гербовыми распространялись и художественные экслибрисы: сюжетные композиции вытеснили формальные изображения на книгах. Техника выполнения книжного знака также разнообразна: это гравюры на дереве, линолеуме, оргстекле, меди (офорт).
Как художник ищет идею для своего произведения, так и искусство выбирает людей, внутренний мир которых способен возродить его, дать новую волну жизни и пронести через века. Миссия, которую возложил на себя преуспевающий бизнесмен Сергей Бродович, – возрождение искусства экслибриса, оправдала себя. Серия книг по экслибрису, выпущенная его издательством, позволила популяризировать их и сделать достоянием широких масс. Экслибрис сегодня является не только знаком владельца, но и подлинным произведением изобразительного искусства. Наряду с современниками в книгах представлены известные художники прошлого, в том числе Восточной Европы, которые внесли наибольший вклад в развитие современного экслибриса. Экслибрисы появились вскоре после изобретения книгопечатания в 16 веке в Германии. Над созданием экслибрисов работали такие известные художники как Дюрер, Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший и др. В России экслибрис появился при Петре I. Книжные знаки имели его сподвижники: Я. Брюс, Д. Голицын, А. Лефорт, Р. Арескин.
Деятельность Сергея Бродовича открывает новый путь развития искусства. Художники экслибриса становятся книгам родными создателями, соавторами. Они дают книге новое имя, не умаляя ее название, а скорее дополняя новым смыслом. Значение книжного знака наполняется новым содержанием – это не печать и не слепок, это творение двух миров: художника слова и художника кисти.
Перейти к разделу о мастерах экслибриса >>
2007
|
EXL. С. Бродович Василий Фенчак 120х95 мм, с3+с5, 2004 Сфинкс. |
|
EXL. С. Бродович Виктор Гузенюк 110х77 мм, с3, 2004 Ведьма с котом. |
|
EXL. С. Бродович Виктор Гузенюк 110х130 мм, с3, 2004 Ведьмы. |
2006
|
EXL. С. Бродович Константин Антюхин c3+c4+c5+c7, 118x163 мм Диана. |
|
Ex Libris С.Бродовича Юрий Штапаков 160х100 мм, с4/col., 2006 "Адам и Ева". |